Мы используем cookie-файлы

ООО «Цифра банк» использует данные, содержащиеся в файлах cookie. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь на обработку ваших данных, содержащихся в файлах cookie. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, отключите cookie в настройках браузера. Отказ от использования файлов cookie может привести к тому, что некоторые функции cайта будут вам недоступны. Подробнее как мы используем файлы cookie и как их отключить в правилах использования cookie

Что такое факторинг

Отсрочки платежей, падение продаж, кассовые разрывы – это потенциальные убытки для бизнеса. Для ускорения оплаты и поставки продукции или услуг используют факторинг. Данный финансовый инструмент позволяет предпринимателю сразу получить средства по договорам с отсрочкой платежа. В назначенный срок покупатель переводит оплату за товар или услугу не продавцу, а фактору, предоставляющему деньги. Попробуем разобраться, что такое факторинг на конкретных примерах, каковы его цели и в чем преимущества.

Факторинг: что это простыми словами

Факторинг – это комплекс услуг для компаний по финансированию дебиторской задолженности. С его помощью производитель или поставщик получает средства, предоставляя право сторонней организации (фактору) требовать плату за товар или услугу от покупателя. Суть факторинга заключается в том, чтобы ускорить расчеты с помощью привлечения денег факторинговой компании, в перечень услуг которой входит расчеты с поставщиком, проверка контрагента, поступления средств со стороны покупателя.

Факторинговая компания – это организация-посредник, которая предоставляет финансирование под сделку. Она оплачивает поставку раньше срока и получает за это комиссионное вознаграждение. В роли фактора может выступать банк, если у него есть разрешение на предоставление таких услуг.

Простыми словами, банковский факторинг – это что-то среднее между кредитом и рассрочкой платежа. Это финансовый инструмент, позволяющий получить деньги сразу после оказания услуг или отгрузки товара, не ожидая оплаты со стороны покупателя.

Открытый факторинг (простыми словами) – это сделка, при которой покупатель проинформирован о том, что в соглашении участвует третья сторона – посредническая организация (фактор).

Как и само понятие, сущность факторинга заключается в том, что предпринимателю не нужно ждать оплату за товары и услуги от покупателя. Он получает деньги их факторинговой компании, которая выступает посредником.

Приведем простой пример факторинга. Вы приобретаете какую-то вещь, но вместо того, чтобы рассчитаться перед поставщиком, получаете средства от сторонней организации (фактора) на целевое использование. Она производит оплату поставки, а вы потом возвращаете ей средства.

Как видите, схема взаимодействия между всеми участниками довольно проста и помогает понять, как работает факторинг на конкретном примере.

Виды факторинга

Различают следующие виды факторинга: с регрессом и без регресса. В первом случае ответственность за неуплату задолженности несет поставщик. При невыполнении обязательств со стороны покупателя факторинговая компания вправе требовать возврат средств с поставщика. Такой вариант подойдет тем предпринимателям, которые уверены в надежности своих партнеров. Комиссионные выплаты при факторинге с регрессом снижены.

В случае факторинга без регресса все обязательства по погашению задолженности передаются факторинговой компании. Она берет на себя риск неуплаты со стороны покупателей. К тому же сторонняя организация занимается взысканием просроченной задолженности с покупателя, если деньги в указанный срок так и не поступили. Комиссия за услуги факторинговой организации будет выше.

Отдельно стоит упомянуть агентский факторинг. Покупатель подписывает с финансовым агентом договор факторинга, где прописываются все риски и условия. Такой услугой, как правило, пользуются крупные компании, которые сотрудничают с десятками поставщиков.

Рынок факторинговых услуг в России

Условия получения факторинга в российских финансовых учреждениях и факторинговых организациях становятся все прозрачнее, поэтому данный вид услуг пользуется спросом среди представителей малого и среднего бизнеса. За 5 лет портфель факторинга в нашей стране значительно расширился, превысив отметку в 2 трлн 257 млрд рублей по состоянию на 1 января 2024 года. Благодаря своей гибкости, факторинг в России продолжает развиваться и показывает позитивную динамику в 31%.

Схема взаимодействий при факторинге

Рассмотрим упрощенную схему факторинга, которая включает 3-х участников: покупателя, поставщика и стороннюю организацию (фактор). В роли покупателя могут выступать как нефтегазовые компании, так и торговые сети. Поставщики – компании, предоставляющие услуги, либо производители.

Все условия сотрудничества прописываются в договоре факторинга – соглашении между всеми участниками сделки. Инициатор сделки является покупатель, который заключает с факторинговой компанией договор о финансировании. Собственно, теперь вы знаете, что такое договор факторинга простыми словами.

Участники сделки взаимодействуют между собой следующим образом:

1.Подписывается договор факторинга между покупателем и продавцом.
2.Продавец обращается в факторинговую компанию (например, крупный банк) за финансированием. При подписании договора указываются все нюансы дальнейшего сотрудничества. С этого момента вся задолженность покупателя переходит банку.
3.При оказании услуги или поставки продукции продавец отдает все необходимые бумаги банку, который осуществляет перевод средств (до 95% от суммы поставки).
4.При наступлении срока оплаты покупатель перечисляет деньги по реквизитам факторинговой компании. При получении средств банк переводит продавцу остаток от суммы поставки за вычетом своего комиссионного вознаграждения.

Мы рассмотрели самый простой вариант взаимодействия при факторинге и узнали, что такое и как работает факторинг простыми словами в банке. В зависимости от условий сделки, выдвигаемых фактором, схема факторинга может меняться.

Пример расчета факторинга

Приведем конкретный пример расчета факторинга. Чтобы определить окончательную сумму, необходимую для оплаты оказанных факторинговой компанией услуг, необходимо произвести расчет. Годовая выручка поставщика от продаж продукции составляет 20 млн руб. Средний срок погашения задолженностей – 50 дней. Компании-поставщику нужно привлечь дополнительное финансирование для повышения показателей товарооборота. Она обращается в финансовому агенту (фактору), который предлагает следующие условия работы:

  • процентная ставка за авансовый платеж – 15 % годовых;
  • аванс – 70 % от общей суммы счетов-фактур;
  • остаточный платеж – 30 % при получении оплаты от дебитора;
  • комиссионный сбор – 3 % от годовой выручки;

Рассчитаем средний объем продаж за сутки по формуле: годовая выручка : 365 дней.
20 000 000 : 365 = 54 795 руб. в день.

Затем узнаем средний остаток по задолженностям клиентов. Используя формулу «средний период оплаты счетов-фактур х среднедневной объем продаж», получим 50 х 54 795 = 2 739 750 руб. в день.

Определим расходы на факторинг с учетом 3 % комиссии:
20 000 000 х 0,03 = 600 000 руб.

Рассчитаем проценты за использование аванса (15 %). Среднегодовой размер первичного платежа составит 2 739 750 х 0,7 = 1 917 825 руб., а расходы на выплату процентов по нему — 1 917 825 х 0,15 = 287 674 руб.

Следовательно, общая сумма расходов на оплату услуг финансового агента: 600 000 + 287 674 = 887 674 руб., что составит 887 674 : 1 917 825 х 100% = 46,3 %.

Сравнение факторинга с другими кредитными продуктами

Показатель  Факторинг  Кредит  Овердрафт 
Срок договора  Бессрочный    Фиксированный срок    Фиксированный срок 
Срок финансирования  Фактическая отсрочка    Фиксированный срок  Фиксированный срок 
Лимит финансирования      Устанавливается по мере необходимости    Фиксированная сумма    Определенный процент от оборота   
Погашение День фактической оплаты плательщиком    Фиксированный день    Фиксированный день   
Контроль       - Целевое использование    Штраф за превышение лимита   
Обеспечение  Уступаемые денежные требования    Залог    Подписание определенного оборота   
Услуги  Управление дебиторской задолженностью, оценка риска         -           -    
Структура баланса  Не отражается как кредитное обязательство Кредитное обязательство    Кредитное обязательство   

Преимущества факторинга

Выделим общие плюсы факторинга для поставщика и дебитора:

Возможности развития бизнеса

Предпринимателю не нужно искать дополнительные средства. Он может увеличить поставки товара в период высокого спроса.

Неограниченное поступление средств

Лимитов нет, гибкие условия оплаты. Сумма сделки определяется лишь размером денежных обязательств.

Отсутствие контроля

Факторинговая компания не контролирует расходы. Поставщик может использовать средства, предоставленные фактором, в собственных целях.

Сокращение кассовых разрывов

Факторинг позволяет получать отсрочку платежа в день подписания договора.

Прозрачность условий

Все нюансы прописываются в договоре.

Отсутствие обязательств

Операции по факторингу не оказывают влияние на репутацию компании, поскольку не отображаются на балансе предприятия как кредит.

Сохранение выгоды для покупателей

Схема отсрочки платежа удобна клиентам, а продавец сразу получает на счет средства за покупку.

У каждого вида факторинга есть свои преимущества, поэтому нужно учитывать специфику конкретной услуги. Например, колебания курсов валют оказывают влияние при международном факторинге.

Как оформить факторинг

Для заключения договора с факторинговой компанией нужно предоставить все необходимые бумаги. Перечень требований у каждого финансового агента свой. Как правило, в него входят бухгалтерские и учредительные документы, а также договоры на поставки. После рассмотрения всех бумаг и согласования всех нюансов сделки заключается договор.

Ссылка скопирована