Мы используем cookie-файлы

ООО «Цифра банк» использует данные, содержащиеся в файлах cookie. Оставаясь на сайте, вы даете согласие на обработку ваших данных, содержащихся в файлах cookie. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, отключите cookie в настройках браузера. Отказ от использования файлов cookie может привести к тому, что некоторые функции cайта будут вам недоступны

Основы кибербезопасности

С каждым годом в мире становится все больше киберугроз и происходит все больше утечек личных данных. Киберпреступники становятся более изощренными, используя все более сложные схемы атак. Статистика шокирует: ежедневно в мире происходит более 2200 кибератак. Масштаб киберугроз постоянно растет, а значит проблемы кибербезопасности и защиты данных требуют незамедлительного решения. Халатное отношение к данному вопросу может обойтись компании очень дорого. Давайте разбираться, что включает в себя кибербезопасность, какие существуют виды угроз и как обезопасить финансовые операции, личные данные и деловые секреты.

Что такое кибербезопасность?

Под кибербезопасностью понимают комплекс мер, направленных на защиту серверного оборудования, компьютерных систем и данных от несанкционированного использования, удаления или кражи. Специалисты в этой сфере занимаются тем, что находят объекты, представляющие угрозу для сохранности информации и предотвращают кибератаки на самых ранних стадиях. Например, выявляют уязвимости в корпоративных системах и совершенствуют технологии защиты персональных данных пользователей от атак злоумышленников.

Таким образом, кибербезопасность сегодня – это нечто большее, чем просто защита личных данных в цифровой среде. Она превратилась в комплексную стратегию управления рисками. Ее главная задача – не только оперативно реагировать, но и находить закономерности, прогнозировать возможные будущие кибератаки.

Цели кибербезопасности

Рассматривая основные понятия кибербезопасности, важно отметить цели, которые выходят за рамки обычной защиты данных. Все они направлены на опережение потенциальных киберугроз и минимизацию возможных последствий. Рассмотрим основные цели кибербезопасности, призванные обеспечить защиту компьютерных систем, сетей и данных от атак злоумышленников.

Обеспечение безопасности ПО, устройств и сетей

К объектам защиты от киберугроз в цифровой среде относятся компьютеры, ПО, базы данных компаний, сетевая архитектура и т.п. Киберпреступники преследуют цель – взломать их и вывести из строя или получить конфиденциальную информацию для использования в своих корыстных целях. Например, воспользоваться банковскими картами и снять с них деньги.

Стоит отметить, что злоумышленники часто не выбирают определенную отрасль, а распространяют вредоносное ПО на широкий круг целей. Особенно уязвимы компании, работа которых осуществляется через сайт или прием онлайн-платежей. Для бизнеса такие атаки – это репутационные и финансовые потери. Киберпреступники могут внедриться в сетевую архитектуру предприятия, заполучить персональные данные клиентов, перепродать разработки конкурентам или «заморозить» работу компании на несколько дней с целью получения выкупа.

Защита информации

Киберпреступникам не должны получить логин, пароль, номер телефона и прочие конфиденциальные данные пользователя. Для этого используется система двухфакторной аутентификации. Менять информацию в личном кабинете пользователя может только он сам, а удалять или добавлять данные из базы клиентов компании – администратор.

Обнаружение угроз и реагирование на инциденты

Существует множество разных киберинцидентов, которые могут привести к нарушению инфобезопасности или выводу из строя компьютерной системы, сетевой инфраструктуры и т.д. Например, доступ к базам данных клиентов может раскрыть конфиденциальную информацию, а огромное количество запросов к сайту – заблокировать его работу.

Обучение пользователей

Системы подвергаются кибератакам не только из-за внутренних уязвимостей, но и порой из-за халатного отношения к информации со стороны сотрудников. Например, специалист компании может по невнимательности перейти на фишинговый сайт, кликнув по ссылке в письме. Регулярное обучение персонала основам информационных технологий и кибербезопасности способствует повышению общего уровня защищенности.

ВАЖНО! Защита от кибератак требует комплексного подхода, основанного на понимании внешних и внутренних угроз и применения современных методов.

Чем кибербезопасность отличается от инфобезопасности

Эти два термина часто используются в качестве синонимов, но они имеют различия в фокусе. Кибербезопасность является частью информационной безопасности. Она сосредоточена на защите цифровых систем, сетей и информации в онлайн-среде. Информационная безопасность – более широкое понятие. Оно охватывает охрану данных от любых форм угроз, то есть и физических, и цифровых.

В таблице перечислены основные различия между кибер- и инфобезопасностью.

Кибербезопасность

Информационная безопасность

Область применения

Цифровая среда и интернет

Все формы информации

Средства и методы

Технические решения: фаерволы, антивирусные программы, системы обнаружения вторжений 

Контроль доступа, шифрование, обучение сотрудников

Фокус

Защита от кибератак в интернете

Защита от любых видов атак 

Подходы к защите

Обеспечение безопасности цифровой среды 

Обеспечение безопасности любых данных

Примеры угроз

Вредоносное ПО, хакерские атаки, фишинг

Утечка документации, перехват деловых переговоров


Таким образом, инфо- и кибербезопасность – это абсолютно разные понятия. Однако они взаимосвязаны, имеют схожие черты, частично дополняют друг друга. Например, специалисты обоих направлений должны уметь предугадать возможные кибератаки и использовать эффективные методы защиты. Часто в небольших компаниях всю эту работу ведет один сотрудник.

Виды угроз

Под угрозами кибербезопасности понимают действия преступников, которые они совершают с помощью программных средств и интернета. Выделим основные виды киберугроз.

Вредоносное ПО

Все программы, которые причиняют ущерб компьютеру и его обладателю, относятся к вредоносному ПО. Они могут ухудшить работу систем или похитить конфиденциальные данные. Часто их называют «вирусы», но это неправильно. Ведь вредоносных ПО множество. Перечислим их:

1.               Ботнеты – сети компьютеров, которые подчиняются командам злоумышленников. Их используют в своих целях. Например, для установок шпионских программ, рассылки спама или хищения информации.

2.               Вирусы – программы, заражающие файлы вредоносным кодом. Они внедряют код внутри компьютерной системы и мешают ее работе. Вирусы могут повреждать данные или полностью вывести компьютер из строя.

3.               Трояны – вредоносное ПО, которое прячется под маской легитимной программы. После установки трояны выполняют скрытые действия: слежку и хищение данных.

4.               Программы-вымогатели – специальные программы, которые зашифровывают файлы на устройстве пользователя, блокируют работу ПК и браузеров. Киберпреступники требуют заплатить деньги за их расшифровку. Целью вымогателей могут быть как частные лица, так и компании.

5.               Шпионские ПО – программы, которые отслеживают пользовательскую активность и собирают информацию для дальнейшего использования в своих целях. Например, получив данные банковской карты и пароли от аккаунтов, злоумышленники могут украсть денежные средства со счетов.

6.               Рекламное ПО – программы, с помощью которых на устройствах отображается вредоносная реклама. Они осуществляют сбор данных о пользователях, а также переадресацию результатов поиска на рекламные сайты.

7.               Руткиты – программы, позволяющие киберпреступнику осуществлять скрытый контроль информационной системы. Как правило, они способны отключать защиту ПК, похищать данные банковских карт, сохраненные пароли и многое другое.

SQL-инъекция

Данный вид цифровой атаки используется для кражи конфиденциальной информации из баз данных. Злоумышленники находят уязвимости в приложениях, чтобы распространять вредоносное ПО.

Социальная инженерия

Социальная инженерия – особый вид кибератаки, при которой для выполнения определенных действий преступники используют психологические приемы. Например, это может быть фальшивый звонок из налоговых органов или полиции, сообщения от якобы друзей с просьбой одолжить деньги. Пользуясь доверчивостью людей, злоумышленники получают конфиденциальную информацию или просят перевести деньги по указанным данным.

Фишинг

Фишинг – кибератаки, основной задачей которых является получение личных данных пользователя. Часто в ходе таких атак киберпреступники отправляют электронные письма от якобы надежного источника. Например, пользователю приходит сообщение с требованием восстановить пароль от банковского приложения или личного кабинета электронной почты.

«Человек посередине»

Суть кибератаки типа «человек посередине» заключается в том, что преступник внедряется в подключение или канал связи, а затем осуществляет перехват трафика пользователя. Он как бы становится дополнительным звеном в цепи, и пользователя об этом даже не догадывается. Любой человек может подвергнуться такой кибератаке, если, например, подключиться к незащищенной сети Wi-Fi.

Внутренние угрозы

В этом случае речь не о киберпреступниках извне, а о людях, которые имеют доступ к конфиденциальной информации и намеренно ее крадут. Это могут быть клиенты, сотрудники компании. Например, человек меняет работу и использует данные покупателей в другой организации.

«Отказ в обслуживании»

К данному типу киберугроз относятся DoS и DDoS-атаки. Злоумышленники отправляют огромное количество запросов к системе, создавая избыточную нагрузку на серверы и сети объекта атаки. В итоге она перестает работать. Так, например, киберпреступники могут вывести из строя сайт, повредить важные компоненты инфраструктуры системы и саботировать деятельность компании.

Методы и технологии кибербезопасности

Для защиты от основных угроз кибербезопасности компании должны использовать современные методы и технологии, доказавшие высокую эффективность.

H3 –Антивирус и Endpoint Protection

ПО защищает отдельные устройства от программ-шантажистов, вредоносных программ и прочих угроз. Обнаруживая их, антивирус удаляет программы.

Решения IAM

Управлять доступом к ценные ресурсам м конфиденциальным данным можно с помощью IAM. Эта система обеспечивает нужным людям доступ к оборудованию, устройствам, приложениям или любым IT-инструментам.

Брандмауэры и системы IDPS

Брандмауэры отслеживают и контролируют входящий и исходящий трафик. В свою очередь, системы IDPS выявляют и предотвращают вторжения, проверяя трафик на наличие вредоносной активности.

Безопасность облака

Для защиты облачной системы и конфиденциальных данных используются различные технологии, элементы управления, процедуры.

Безопасность средств совместной работы

Данное понятие включает в себя целый комплекс инструментов и методов, направленных на защиту рабочих процессов в цифровой среде. Защищая общие документы, приложения для обмена сообщениями, платформы видеоконференций от несанкционированного доступа, обеспечивается стабильная работа между участниками команды.

Средства шифрования и защиты данных

Для предотвращения несанкционированного доступа к конфиденциальной информации используется стойкое шифрование.

Системы SIEM

Системы SIEM в режиме реального времени осуществляют сбор и анализ данных безопасности по всей сетевой инфраструктуре компании.

Средства XDR

XDR – единая платформа, которая использует автоматизацию и ИИ. С ее помощью компании получают надежную защиту от сложных кибератак.

Единые платформы SecOps

Платформы SecOps на базе ИИ предоставляют все необходимые инструменты, технологии и процессы для защиты организации от киберугроз. Она помогает предприятию комплексно обеспечивать инфобезопасность и повышать гибкость бизнеса. Причем организация может использовать SecOps в разных проявлениях: от управления событиями безопасности до организации многоуровневой защиты с администрированием через центр кибербезопасности.

Как защититься от кибератак

Соблюдая основные правила кибербезопасности, можно минимизировать риски кибератак. Перечислим их:

1.           Не открывайте вложения от неизвестных отправителей и не переходите по ссылкам.

2.           Сохраняйте конфиденциальность при общении в социальных сетях и мессенджерах.

3.           Не забывайте об использовании лицензионных антивирусных программ и периодически обновляйте сигнатуры угроз. Они помогут выявить вредоносное ПО и обезвредить его.

4.           Используйте защищенные соединения при передаче личной информации или входе на сайты.

5.           Отключайте Bluetooth на устройствах, если они в данный момент времени не используются.

6.           Установите брандмауэр для защиты устройств от несанкционированных сетевых подключений.

7.           Не пользуйтесь Wi-Fi без пароля. Киберпреступники могут получить доступ к трафику пользователей и воспользоваться полученными данными в своих целях.

8.           Используйте сложные пароли для каждого аккаунта. На всех своих аккаунтах настройте многофакторную аутентификацию.

9.           Осторожно делитесь персональными данными в соцсетях, поскольку они могут быть использованы злоумышленниками.

10.        Делайте резервное копирование данных в облачном хранилище или на внешние носители.

11.        Используйте только официальные источники для загрузки ПО и приложений.

12.        Регулярно обновляйте ОС и приложения на смартфоне.

И помните, что немаловажную роль в защите конфиденциальной информации играет сохранение бдительности при любых условиях.

Современные проблемы кибербезопасности требуют комплексного подхода со стороны пользователей и организаций. Уязвимости ПО, человеческий фактор, увеличение числа кибератак и развитие технологий создают серьезные вызовы, которые нужно оперативно преодолевать. В условиях постоянно меняющегося ландшафта угроз лишь совместными усилиями можно создать безопасную цифровую среду.


Ссылка скопирована