Основы кибербезопасности
С каждым годом в мире становится все больше киберугроз и происходит все больше утечек личных данных. Киберпреступники становятся более изощренными, используя все более сложные схемы атак. Статистика шокирует: ежедневно в мире происходит более 2200 кибератак. Масштаб киберугроз постоянно растет, а значит проблемы кибербезопасности и защиты данных требуют незамедлительного решения. Халатное отношение к данному вопросу может обойтись компании очень дорого. Давайте разбираться, что включает в себя кибербезопасность, какие существуют виды угроз и как обезопасить финансовые операции, личные данные и деловые секреты.
Что такое кибербезопасность?
Под кибербезопасностью понимают комплекс мер, направленных на защиту серверного оборудования, компьютерных систем и данных от несанкционированного использования, удаления или кражи. Специалисты в этой сфере занимаются тем, что находят объекты, представляющие угрозу для сохранности информации и предотвращают кибератаки на самых ранних стадиях. Например, выявляют уязвимости в корпоративных системах и совершенствуют технологии защиты персональных данных пользователей от атак злоумышленников.
Таким образом, кибербезопасность сегодня – это нечто большее, чем просто защита личных данных в цифровой среде. Она превратилась в комплексную стратегию управления рисками. Ее главная задача – не только оперативно реагировать, но и находить закономерности, прогнозировать возможные будущие кибератаки.
Цели кибербезопасности
Рассматривая основные понятия кибербезопасности, важно отметить цели, которые выходят за рамки обычной защиты данных. Все они направлены на опережение потенциальных киберугроз и минимизацию возможных последствий. Рассмотрим основные цели кибербезопасности, призванные обеспечить защиту компьютерных систем, сетей и данных от атак злоумышленников.
Обеспечение безопасности ПО, устройств и сетей
К объектам защиты от киберугроз в цифровой среде относятся компьютеры, ПО, базы данных компаний, сетевая архитектура и т.п. Киберпреступники преследуют цель – взломать их и вывести из строя или получить конфиденциальную информацию для использования в своих корыстных целях. Например, воспользоваться банковскими картами и снять с них деньги.
Стоит отметить, что злоумышленники часто не выбирают определенную отрасль, а распространяют вредоносное ПО на широкий круг целей. Особенно уязвимы компании, работа которых осуществляется через сайт или прием онлайн-платежей. Для бизнеса такие атаки – это репутационные и финансовые потери. Киберпреступники могут внедриться в сетевую архитектуру предприятия, заполучить персональные данные клиентов, перепродать разработки конкурентам или «заморозить» работу компании на несколько дней с целью получения выкупа.
Защита информации
Киберпреступникам не должны получить логин, пароль, номер телефона и прочие конфиденциальные данные пользователя. Для этого используется система двухфакторной аутентификации. Менять информацию в личном кабинете пользователя может только он сам, а удалять или добавлять данные из базы клиентов компании – администратор.
Обнаружение угроз и реагирование на инциденты
Существует множество разных киберинцидентов, которые могут привести к нарушению инфобезопасности или выводу из строя компьютерной системы, сетевой инфраструктуры и т.д. Например, доступ к базам данных клиентов может раскрыть конфиденциальную информацию, а огромное количество запросов к сайту – заблокировать его работу.
Обучение пользователей
Системы подвергаются кибератакам не только из-за внутренних уязвимостей, но и порой из-за халатного отношения к информации со стороны сотрудников. Например, специалист компании может по невнимательности перейти на фишинговый сайт, кликнув по ссылке в письме. Регулярное обучение персонала основам информационных технологий и кибербезопасности способствует повышению общего уровня защищенности.
ВАЖНО! Защита от кибератак требует комплексного подхода, основанного на понимании внешних и внутренних угроз и применения современных методов.
Чем кибербезопасность отличается от инфобезопасности
Эти два термина часто используются в качестве синонимов, но они имеют различия в фокусе. Кибербезопасность является частью информационной безопасности. Она сосредоточена на защите цифровых систем, сетей и информации в онлайн-среде. Информационная безопасность – более широкое понятие. Оно охватывает охрану данных от любых форм угроз, то есть и физических, и цифровых.
В таблице перечислены основные различия между кибер- и инфобезопасностью.
|
|
Кибербезопасность |
Информационная безопасность |
|
Область применения |
Цифровая среда и интернет |
Все формы информации |
|
Средства и методы |
Технические решения: фаерволы, антивирусные программы, системы обнаружения вторжений |
Контроль доступа, шифрование, обучение сотрудников |
|
Фокус |
Защита от кибератак в интернете |
Защита от любых видов атак |
|
Подходы к защите |
Обеспечение безопасности цифровой среды |
Обеспечение безопасности любых данных |
|
Примеры угроз |
Вредоносное ПО, хакерские атаки, фишинг |
Утечка документации, перехват деловых переговоров |
Таким образом, инфо- и кибербезопасность – это абсолютно разные понятия. Однако они взаимосвязаны, имеют схожие черты, частично дополняют друг друга. Например, специалисты обоих направлений должны уметь предугадать возможные кибератаки и использовать эффективные методы защиты. Часто в небольших компаниях всю эту работу ведет один сотрудник.
Виды угроз
Под угрозами кибербезопасности понимают действия преступников, которые они совершают с помощью программных средств и интернета. Выделим основные виды киберугроз.
Вредоносное ПО
Все программы, которые причиняют ущерб компьютеру и его обладателю, относятся к вредоносному ПО. Они могут ухудшить работу систем или похитить конфиденциальные данные. Часто их называют «вирусы», но это неправильно. Ведь вредоносных ПО множество. Перечислим их:
1. Ботнеты – сети компьютеров, которые подчиняются командам злоумышленников. Их используют в своих целях. Например, для установок шпионских программ, рассылки спама или хищения информации.
2. Вирусы – программы, заражающие файлы вредоносным кодом. Они внедряют код внутри компьютерной системы и мешают ее работе. Вирусы могут повреждать данные или полностью вывести компьютер из строя.
3. Трояны – вредоносное ПО, которое прячется под маской легитимной программы. После установки трояны выполняют скрытые действия: слежку и хищение данных.
4. Программы-вымогатели – специальные программы, которые зашифровывают файлы на устройстве пользователя, блокируют работу ПК и браузеров. Киберпреступники требуют заплатить деньги за их расшифровку. Целью вымогателей могут быть как частные лица, так и компании.
5. Шпионские ПО – программы, которые отслеживают пользовательскую активность и собирают информацию для дальнейшего использования в своих целях. Например, получив данные банковской карты и пароли от аккаунтов, злоумышленники могут украсть денежные средства со счетов.
6. Рекламное ПО – программы, с помощью которых на устройствах отображается вредоносная реклама. Они осуществляют сбор данных о пользователях, а также переадресацию результатов поиска на рекламные сайты.
7. Руткиты – программы, позволяющие киберпреступнику осуществлять скрытый контроль информационной системы. Как правило, они способны отключать защиту ПК, похищать данные банковских карт, сохраненные пароли и многое другое.
SQL-инъекция
Данный вид цифровой атаки используется для кражи конфиденциальной информации из баз данных. Злоумышленники находят уязвимости в приложениях, чтобы распространять вредоносное ПО.
Социальная инженерия
Социальная инженерия – особый вид кибератаки, при которой для выполнения определенных действий преступники используют психологические приемы. Например, это может быть фальшивый звонок из налоговых органов или полиции, сообщения от якобы друзей с просьбой одолжить деньги. Пользуясь доверчивостью людей, злоумышленники получают конфиденциальную информацию или просят перевести деньги по указанным данным.
Фишинг
Фишинг – кибератаки, основной задачей которых является получение личных данных пользователя. Часто в ходе таких атак киберпреступники отправляют электронные письма от якобы надежного источника. Например, пользователю приходит сообщение с требованием восстановить пароль от банковского приложения или личного кабинета электронной почты.
«Человек посередине»
Суть кибератаки типа «человек посередине» заключается в том, что преступник внедряется в подключение или канал связи, а затем осуществляет перехват трафика пользователя. Он как бы становится дополнительным звеном в цепи, и пользователя об этом даже не догадывается. Любой человек может подвергнуться такой кибератаке, если, например, подключиться к незащищенной сети Wi-Fi.
Внутренние угрозы
В этом случае речь не о киберпреступниках извне, а о людях, которые имеют доступ к конфиденциальной информации и намеренно ее крадут. Это могут быть клиенты, сотрудники компании. Например, человек меняет работу и использует данные покупателей в другой организации.
«Отказ в обслуживании»
К данному типу киберугроз относятся DoS и DDoS-атаки. Злоумышленники отправляют огромное количество запросов к системе, создавая избыточную нагрузку на серверы и сети объекта атаки. В итоге она перестает работать. Так, например, киберпреступники могут вывести из строя сайт, повредить важные компоненты инфраструктуры системы и саботировать деятельность компании.
Методы и технологии кибербезопасности
Для защиты от основных угроз кибербезопасности компании должны использовать современные методы и технологии, доказавшие высокую эффективность.
H3 –Антивирус и Endpoint Protection
ПО защищает отдельные устройства от программ-шантажистов, вредоносных программ и прочих угроз. Обнаруживая их, антивирус удаляет программы.
Решения IAM
Управлять доступом к ценные ресурсам м конфиденциальным данным можно с помощью IAM. Эта система обеспечивает нужным людям доступ к оборудованию, устройствам, приложениям или любым IT-инструментам.
Брандмауэры и системы IDPS
Брандмауэры отслеживают и контролируют входящий и исходящий трафик. В свою очередь, системы IDPS выявляют и предотвращают вторжения, проверяя трафик на наличие вредоносной активности.
Безопасность облака
Для защиты облачной системы и конфиденциальных данных используются различные технологии, элементы управления, процедуры.
Безопасность средств совместной работы
Данное понятие включает в себя целый комплекс инструментов и методов, направленных на защиту рабочих процессов в цифровой среде. Защищая общие документы, приложения для обмена сообщениями, платформы видеоконференций от несанкционированного доступа, обеспечивается стабильная работа между участниками команды.
Средства шифрования и защиты данных
Для предотвращения несанкционированного доступа к конфиденциальной информации используется стойкое шифрование.
Системы SIEM
Системы SIEM в режиме реального времени осуществляют сбор и анализ данных безопасности по всей сетевой инфраструктуре компании.
Средства XDR
XDR – единая платформа, которая использует автоматизацию и ИИ. С ее помощью компании получают надежную защиту от сложных кибератак.
Единые платформы SecOps
Платформы SecOps на базе ИИ предоставляют все необходимые инструменты, технологии и процессы для защиты организации от киберугроз. Она помогает предприятию комплексно обеспечивать инфобезопасность и повышать гибкость бизнеса. Причем организация может использовать SecOps в разных проявлениях: от управления событиями безопасности до организации многоуровневой защиты с администрированием через центр кибербезопасности.
Как защититься от кибератак
Соблюдая основные правила кибербезопасности, можно минимизировать риски кибератак. Перечислим их:
1. Не открывайте вложения от неизвестных отправителей и не переходите по ссылкам.
2. Сохраняйте конфиденциальность при общении в социальных сетях и мессенджерах.
3. Не забывайте об использовании лицензионных антивирусных программ и периодически обновляйте сигнатуры угроз. Они помогут выявить вредоносное ПО и обезвредить его.
4. Используйте защищенные соединения при передаче личной информации или входе на сайты.
5. Отключайте Bluetooth на устройствах, если они в данный момент времени не используются.
6. Установите брандмауэр для защиты устройств от несанкционированных сетевых подключений.
7. Не пользуйтесь Wi-Fi без пароля. Киберпреступники могут получить доступ к трафику пользователей и воспользоваться полученными данными в своих целях.
8. Используйте сложные пароли для каждого аккаунта. На всех своих аккаунтах настройте многофакторную аутентификацию.
9. Осторожно делитесь персональными данными в соцсетях, поскольку они могут быть использованы злоумышленниками.
10. Делайте резервное копирование данных в облачном хранилище или на внешние носители.
11. Используйте только официальные источники для загрузки ПО и приложений.
12. Регулярно обновляйте ОС и приложения на смартфоне.
И помните, что немаловажную роль в защите конфиденциальной информации играет сохранение бдительности при любых условиях.
Современные проблемы кибербезопасности требуют комплексного подхода со стороны пользователей и организаций. Уязвимости ПО, человеческий фактор, увеличение числа кибератак и развитие технологий создают серьезные вызовы, которые нужно оперативно преодолевать. В условиях постоянно меняющегося ландшафта угроз лишь совместными усилиями можно создать безопасную цифровую среду.
- Поделиться